www.nwtb.ru

Современная архитектура - путь в никуда

Существовавший на Земле до появления “человека городского”, природный баланс был серьезно нарушен в XX веке, и тенденция разбалансирования всеобщего метаболизма продолжает усиливаться. Темпы и глубина деструктивных процессов возрастают, все больше и больше появляется невозвратных потерь и необратимых состояний. Решающий вклад в разрушение целостности и гармоничности такой сложной системы, как наша планета, внесла так называемая современная архитектура.

То, что именуют словами современная архитектура - это химера, родившаяся от безнравственной связи научно-технического прогресса с гибридом гуманитаризации, который, в свою очередь, появился в результате скрещивания эстетики безобразного, шизоидного мышления и маргинальной культуры без корней.

Коробки, большей частью многоэтажные, представляющие значительный сегмент современной архитектуры и, более того, символизирующие ее, были введены в массовую моду вскоре после Второй мировой войны, когда модернистские идеи были поддержаны международными финансовыми империями, вошедшими в силу вслед за долларизацией всемирных денежных расчетов и сумевшими подчинить себе гигантские активы реального капитала - прежде всего недвижимость и другие основные фонды.

Оказалось, что мышление большинства населения промышленно развитых стран инертно и не успевает адекватно реагировать на вызовы современности, как действительные, так и провокационные. Это привело к широкому распространению в разных концах мира антигуманных и антиэкологичных, ресурсозатратных и недолговечных стеклянно-бетонно-металлических “коробок”, прежде чем люди опомнились и начали протестовать. Поскольку общественное противодействие их возведению в силу совокупности причин во многих странах было недостаточно сильным, деловые центры многих городов стали угнетать своим стеклянным однообразием.

В частности, сильно пострадала в этом отношении Германия, лишенная после поражения во Второй мировой войне не только политической но и социально-культурной воли. Она все активней продолжает покрываться стеклянными “сараями” от которых также немало претерпели ландшафты Великобритании, Италии, Голландии и других стран. Отдельные положительные примеры, например, осознанное, самоотверженное и упорное сохранение исторического облика столицы Австрии Вены, и других старых городов во многих странах, пока не меняют общей картины урбанистического развития.

После нескольких десятилетий интенсивного внедрения стеклянно-бетонных монстров и прославления их прогрессивности оказалось, что они не только изрядно всем надоели своей агрессивной и подавляющей убогостью, но эти “коробки” в принципе неспособны предоставить живущим и работающим в них людям действительно благоприятные условия. Отгородившимся от внешней среды, построенным и оснащенным по последнему слову техники, было велено выступать в роли символа торжества высокотехнологичности над “примитивной” природностью, но в итоге они породили только лишь массовый синдром больного здания, оставшись чуждыми местной природе и культуре.

Современная архитектура в своей основе удивительно затратна и бездумно расточительна, несмотря на то, что, судя по внешнему виду, она лишена любых излишеств и демонстративно аскетична. В чем она на самом деле скупа, так это в позитивных визуальных впечатлениях, в смыслах и символах. А в остальном - ситуация прямо противоположная, особенно, если поглядеть на отопление, вентиляцию, скоростные лифты и другие дорогостоящие ухищрения в попытка: создать в несоразмерных окружающему контексту “аквариумах” мало-мальски сносный микроклимат и достаточный комфорт. На фоне выше сказанного на первый план выступает система вентиляции и кондиционирования. Получить более подробную консультацию и помощь в выборе кондиционера можно получить здесь http://www.iceklimat.ru/catalog/konditsionirovanie/.

Беспрецедентно высокий уровень затратности современной архитектуры базируется в первую очередь на материалах и изделия: третьего, четвертого и последующих переделов, в которые вложены уйма включенной энергии, материальных ресурсов, интеллекта, труда, а при их производстве и последующем агрегировании в процессе строительства оставлены груды отбросов, по объему на порядок превышающих конечный продукт. Небезынтересно, что интегральное качество рукотворной среды обитания человека при стольких усилиях и феноменальных затратах за многие десятилетия практически не повысилась, и большинство людей при первой возможности все равно предпочитает вкушать блага девственной природной среды, куда хищные человеческие руки еще не дотянулись

Некоторые из зданий претендуют на звание экологичных или биоклиматических, либо им придумывают еще более наукообразные эпитеты. Сущность их экологичности обычно заключается в частичном отказе от системы кондиционирования воздуха и возврате к успешно применяющемуся уже на протяжении тысячелетий естественному проветриванию.

К этому достижению по части экологизации иногда добавляют некоторую толику древесины в отделке, минимизируют применение самых вонючих синтетических полимеров и используют технические приемы, помогающие экономить энергию, например хорошо утепляют оболочку здания, а также устанавливают оборудование из категории так называемой альтернативной энергетики фотогальванические батареи, рекуператоры тепла отходящего воздуха и т. п.

Эти экологические новации не изменяют форму и другие образные аспекты зданий, которые, как правило, остаются все теми же выхолощенными и маловыразительными геометрическими телами, в которых, в лучшем случае, много от геометрической фантазии, но очень мало от культуры.

Современная архитектура в отличие от предшествующей ей традиционной архитектуры, опиравшейся на эстетику прекрасного, созидательное мышление и этническую культуру - способна дать только сиюминутное смутное ощущение искусственной необычности либо имитацию такового, без оглядки на прошлое и без мысли об ответственности перед будущим.

Скудоумная эстетика так называемой современной архитектуры, демонстрируя в наиболее прогрессивных проявлениях эпигонскую машинизацию форм, выдаваемую за футуристические пророчества, формирует дисгармоничные и агрессивные визуальные поля.

Не стоит и говорить о том, что в погоне за футуристичностью, навеянной научно-фантастическими романами, архитекторы, мнящие себя визионерами, начисто забывают о таких мелочах, как экономические и функциональные аспекты, а также о привязке к конкретике места - к физическому и этнокультурному ландшафту. Зачастую ландшафты в проектах “городов будущего” вообще игнорируются, поскольку они выступают, как реальности, имеющие самостоятельную ценность и поэтому мешающие творить “красивые” проекты.

Архитекторы, будучи в свободном полете творческой мысли, фанатично заняты созданием только специфической красоты футуристических искусственных нагромождений. На эскизах будущей среды обитания человека, понимаемого, разумеется как общечеловека, то есть без пола, возраста, национальности, этнокультурных корней и места рождения, не наблюдается, как правило, ни старых зданий, ни природных кусков земли. Нарисованная условная зелень обычно не несет образа леса с коренными местными породами деревьев, но имеет характер искусственных насаждений. Между этими шпалерами абстрактных деревьев по путям, абстрактно начерченным зодчими на планшетах, циркулирует благодарное им население, также условно изображенное. Футуристические здания самими авторами внутренне признаются мертвящими, недаром на проектном жаргоне зелень, люди и автомобили (непременный атрибут любого города будущего) называются “оживляжем”.

Самое поразительное, что люди, одурманенные мифами научно-технического прогресса, в наибольшей степени гордятся плодами своей деятельности не в тех случаях, когда результат достигается наиболее экономичными и не затрагивающим природу способом, но когда дело обстоит прямо противоположным образом. Такой тип мышления, обратный мудрости, а также соответствующая ему перевернутая система ценностей выступают, к сожалению, в качестве характерной приметы широко распространенных так называемых современных высокотехнологичных подходов к решению проблемы отдельной личности и всего человечества, как в архитектурно-строительной среде, так и в других областях жизнедеятельности.

Именно в вывернутых наизнанку рамках хорошего и плохого современная архитектура оценивается как замечательное порождение цивилизации, а также является символом эпохи научно-технического прогресса и общества потребления. Не стоит, правда, при этом забывать, что они на практике уже доказали свою экономическую бесперспективность и экологическую гибельность, принеся с собой такие негативные явления как безнравственную коммерциализацию сакрального и релятивизацию добра и зла

Традиционная архитектура всегда хранила в себе добрую заботу о будущих поколениях, в каких формах и в каком статусе она бы ни воплощалась, будь то парадная профессиональная архитектура или утилитарное народное зодчество Секрет мудрой предусмотрительности содержится во многовековом эмпирическом знании, отдельные фрагменты которого сегодня иногда обнаруживаются и осмысливаются заново, и мы, удивляясь, повторяем.

В попытках осмыслить сегодняшнюю ситуацию представляется целесообразным сопоставить подходы практиковавшиеся старыми мастерами архитектуры, и подходы, применяющиеся современными архитекторами. Анализ целей, методов и плодов архитектурного творчества показывает, что зачастую, несмотря на тогдашнюю слабость такого ныне мощного экономико-культурного сегмента, как наука, невзирая на отсутствие университетов для систематического образования в области архитектуры и строительства, зодчим прошлых веков удавалось достигать более гармоничных результатов при меньших затратах, нежели их нынешним коллегам, специально обученным и подкрепляемым в своей профессиональной деятельности достижениями научно-технического прогресса Стремление к новизне ради новизны не принесло человечеству счастья и здоровья, поэтому не грех обратиться к опыту предков и поискать там опробованные на практике и проверенные временем подходы к созданию благоприятной среды обитания человека.

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Процедуру присоединения новых зданий к инженерным сетям планируется упростить в рамках программы реновации жилья, сообщил заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. «Возможно, появится новый вид градостроительного документа, который будет отражать инженерное обеспечение жилого квартала. Мы планируем подводить крупные магистральные сети к границам кварталов в едином канале, а дальше уже «разводить» их по территории квартала», - сказал М. Хуснуллин. По его словам, это поз...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7