www.nwtb.ru

Сложносоставность конструкций в строительстве

Долгие века в строительстве преобладало применение простых и относительно легко поэлементно разделяемых конструкций, сделанных из однородных материалов, которые без затруднения идентифицировались и сортировались. Сооружения, возведенные согласно принципам простоты, разборности и однородности, представляют собой определенную целостность, которая отличается особым характером системности. Эта особость порождается совокупной работой самостоятельных элементов, скрепленных между собой в большей степени с помощью ума, нежели гвоздей.

Отдельные детали и узлы такого сооружения можно после разборки использовать вторично по нескольким направлениям:

А) для сборки того же сооружения на новом месте;

Б) как часть другого сооружения;

В) для изготовления новых конструкций;

Г) для переработки в иную физическую фазу;

Д) для утилизации после завершения полного жизненного цикла, которая производится традиционными методами, без нужды специально создавать для этого оборудование и разрабатывать технологии.

Самый яркий пример из числа непримитивных и одновременно системно целостных сооружений - традиционные русские здания, воздвигнутые на основе срубной технологии и других приемов использования дерева. Их можно без существенных повреждений неоднократно разбирать и собирать, а также использовать для изготовления продукции иного назначения. Можно, например, из старых бревен делать столярные изделия или мебель, перерабатывать их в дерево-полимерные композиции, утилизировать дроблением в мульчу для ландшафтных композиций.

Наличие сборно-разборных строительных систем нисколько не умаляет значения сооружений, возведенных из накрепко связанных элементов, демонстрирующих целостность не системную, но физическую, основанную на однородной монолитности. У неразъемных систем имеются свои позитивные стороны, например, в отличие от разборных зданий, изъятие некоторых частей не вызывает разрушения всей постройки.

Кроме того, элементы физически целостных старых зданий после их разборки также можно использовать при строительстве других сооружений, а не увозить на свалку. В частности, несмотря на трудности в разрушении старинной кирпичной или каменной кладки, ее фрагменты в прежние времена активно использовались для включения в конструкции новостроек. Крылатое выражение: „растащили по кирпичику" имеет под собой крепкую материально-техническую основу.

Современные подходы

В последние годы отмечено расширяющиеся применение практически неразделимых композитных материалов, неразъемных конструкций и неразборных изделий, объединенных в блочные структуры. Их во многих случаях невозможно использовать повторно в тех же целях либо в качестве вторичного сырья, а также подвергать переработке или утилизировать с пользой иным образом. Более того, постройки и оборудование, содержащие такие компоненты, как правило, технически сложно, экономически невыгодно или организационно невозможно подвергать ремонту.

Из-за этого при частичной утрате какого-либо существенного свойства приходится ликвидировать крупные элементы, системы и целые сооружения. В результате части зданий и оборудование выбрасывают на свалку, нанося тем самым ущерб окружающей среде. Помимо того, подобная практика вынуждает воздвигать новые оболочки и монтировать новое оборудование, для чего приходится производить новые материалы, конструкции и изделия из вновь добываемых ресурсов, в том числе невозобновляемых.

В роли показательного и широкого распространенного примера может служить сборная конструкция пола, называемая в торговом и бытовом обороте ламинатом. Это многослойный композитный материал, сделанный на основе целлюлозно-древесной массы и ряда синтетических полимеров, всухую настилаемый на перекрытие или иную ровную поверхность черного пола.

В случае фрагментарного истирания верхнего слоя, представляющего собой обычно тонкую пленку меламиновой смолы или нестойкого к истиранию поливинилхлорида (а это происходит в российских условиях через год-другой в местах постоянного хождения в уличной обуви из-за высокого уровня содержания абразивных частиц в грунте) значительную часть, а то и все покрытие приходится удалять, поскольку оно неремонтопригодно, и увозить на свалку.

Разделить разнородные слои с целью последующей переработки каждого компонента по подходящей для него технологии способом, приемлемым с точки зрения экономики, экологии и техники, пока не удается и вряд ли возможно в будущем. Однако, ламинат представляет собой вполне заурядный продукт сиюминутных подходов и несистемного мышления и вовсе не выступает в поли крупномасштабной проблемы. Можно привести много примеров, когда неизмеримо большие объемы ископаемых невозобновляемых ресурсов постоянно пополняют горы мусора, окружающие города.

В частности, во многих случаях именно из-за сложности и дороговизны процедур отделения разнородных компонентов друг от друга и аналогичных проблем, связанных с их последующей сортировкой, фрагменты многослойных железобетонных панелей и других конструкций, остающихся после сноса зданий, подвергаются аналогичной участи, то есть увозятся на свалку для вечного хранения в статусе отбросов. Пенопластовая теплоизоляция за десятилетия службы панелей обычно деструктирует и не может рассматриваться как вторичный ресурс, представляя собой опасный мусор. А вот бетон и стальная арматура могли бы использоваться многократно, находя свое место не только в строительных конструкциях. Начавшийся в Москве эксперимент по переработке панелей от “хрущоб” в щебень для дорожных оснований и в металлолом внушает некоторую надежду на улучшение ситуации хотя бы в этом сегменте мусорной проблемы.

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Станция «Нижняя Масловка» («Савеловская») Большой кольцевой линии (БКЛ) метро практически готова, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. «На одной из самых сложных станций Большого кольца метро заканчиваются строительные работы. Станция очень важная и нужная. Она пересекается с серой веткой, в будущем пересечется с первым Московским центральным диаметром «Одинцово – Лобня». В будущем она улучшит транспортное обслуживание пяти московских районов и разгрузит Серпуховско-Тимирязевскую линию метро», – сказал С. С...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7